Учителю на заметку! Как сделать, чтобы подростки шли в школу с радостью?

22.05.2020

Учителю на заметку! Как сделать, чтобы подростки шли в школу с радостью?Как построить эмоционально привлекательные взаимоотношения между учителем и учениками, используя знание психологии развития, рассказывает эксперт МЦДО Басин Максим Александрович, кандидат психологических наук, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги, преподаватель психологии и педагогики.

Уже в первые месяцы жизни младенец может считывать и понимать эмоции окружающих людей, общение через проявление эмоций становится нашим первым социальным действием. Поэтому роль эмоциональной составляющей в жизни ребенка невозможно переоценить. Каково же влияние эмоций в процессе выстраивания отношений в школе между учителями и учениками, а также одноклассниками?

Начнем с примера, приведенного в книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Автор описывает реплику одной мамы: «Как же я буду его обнимать, если он не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу». Далее мама критикует, напоминает, требует, сын начинает сопротивляться и взаимоотношения мамы и ребенка попадают в заколдованный круг негатива и напряженности.

Юлия Борисовна спрашивает «Где же ошибка?» и отвечает: «Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений и только на базе них».

Какой инструмент дает нам знание психологии развития о подростковом и старшем школьном возрасте?

Знание психологии обеспечивает понимание того, что в подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а в старшем школьном – деятельность, связанная с профессиональной ориентацией.

Что это нам дает и как связать это с примером, представленным выше?

Для того чтобы в школу хотелось идти – необходимо, чтобы были выстроены добрые, эмоционально привлекательные отношения учеников друг с другом и с учителями. Хорошие взаимоотношения являются базой отношений и к учению. Т. е. любовь к предмету возникнет как следствие дружбы с одноклассниками и другими учащимися школы, увлеченными этим предметом.

Общение со сверстниками выступает проводником в мир знаний, если ребята собираются вместе, если они совместно готовятся к занятиям, участвуют в мероприятиях. Для каждого должно быть место и своя роль, желательно значимая для исполнителя и, конечно, положительные подкрепления от учителя, подчеркивающего достижения.

То есть, важны два фактора:

а) интересный процесс;

б) положительное подкрепление от значимого взрослого как результат этого процесса.

Итак, сделаем краткий вывод:

  • общение – ведущая деятельность в подростковом возрасте;
  • положительные эмоции от общения в школе – это основа стремления подростка в школу;
  • добрые отношения с учителем – это не только связь между учеником и педагогом, но и основа формирования стремления к познанию предмета, который учитель преподает.

Ответ на вопрос, как достичь этого, в ваших руках, – в постоянном повышении своей психолого-педагогической компетентности, в изучении себя и внутреннего мира своих учеников.

М. А. Басин

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Задать вопрос

Внимание! Сотрудники центра дистанционного образования работают без выходных!

Политика в области обработки и защиты персональных данныx
* С документом о политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Контакты
г.Москва: 117556, Черноморский бульвар, дом 4, корп. 3, помещение V.
8 (800) 707-52-78, 8 (495) 120-67-72

Карта сайта


наверх